Инсульт – один из видов тяжелой сосудистой патологии мозга, следствием которого является различная неврологическая симптоматика и нарушение высших психических функций (внимания, памяти, мышления, гнозиса, праксиса) и, прежде всего, речи. Среди подопечных Патронажной службы Каритас много тех, что столкнулся с нарушениями речи после перенесенного инсульта, их родственники зачастую растеряны и не знают, как помочь своему близкому снова начать правильно говорить и где искать помощи в решении этой проблемы.
Вопросами нарушения речи после инсульта занимаются клинические логопеды, которые могут правильно выставить речевой диагноз, определить индивидуальную программу восстановления и ежедневную нагрузку.
В этой статье об основных нарушениях речи после инсульта и способах ее восстановления расскажет Рудомётова Юлия Юрьевна – логопед вышей квалификационной категории ГБУЗ «ГКБ им. И.В. Давыдовского ДЗМ», аспирант кафедры логопедии института Детства Московского педагогического государственного университета. Подробнее о работе Юлии Юрьевны тут
Я бы хотела начать с того, что логопед, который занимается восстановлением речи взрослых пациентов после различных заболеваний центральной нервной системы, это не логопед детских образовательных учреждений.
Цель работы клинического логопеда – опираясь на сохранные речевые механизмы и индивидуальный опыт, накопленный человеком, запустить процесс поиска компенсаторных возможностей для восстановления речи после инсульта.
Если ваш близкий столкнулся с нарушениями речи после болезни, я рекомендую в обязательном порядке получить консультацию специалиста. Если у вас нет возможности организовать такую встречу очно, можно воспользоваться современными техническими средствами, которые позволяют проводить онлайн консультации.
По результатам консультации логопед установит, какое именно нарушение речи у пациента, а также в своем заключении напишет, какой вид коррекционного обучения лучше подходит конкретному пациенту:
Конечно, систематические занятия с логопедом дают лучшие результаты и могут сократить сроки восстановления речи. Но и дома самостоятельно тоже можно заниматься восстановлением речи, опираясь на специализированную литературу, которая ежегодно выпускается в большом количестве. Я попыталась собрать список практических пособий в помощь логопеду здравоохранения на сайте «ГКБ имени И.В. Давыдовского», который стараюсь обновлять, отслеживая новинки. В моем списке собрано более ста пособий, которые я разложила с учетом степени выраженности речевого нарушения. Большинство пособий рассчитаны для самостоятельных занятий дома. Также конкретные практические советы приведу ниже, когда буду рассказывать о каждом виде речевого нарушения более подробно.
Прежде чем переходить к тонкостям восстановления речи, я бы хотела поговорить об общих правилах общения, они представлены в таблице.
Можно | Нельзя |
|
|
Нарушения речи после инсульта могут проявляться в форме афазий, дизартрий, дисфоний, сочетаться, как между собой, так и с поражением других психических функций, осложняться эмоциональными реакциями на болезнь. Необходимо знать, что речь реализуется благодаря работе обоих полушарий головного мозга.
Это нарушение всех видов и уровней речи, простыми словами, это распад речи (от лат. «не говорю») в результате чего утрачивается возможность говорить, понимать обращенную речь, писать, читать. Различная картина нарушений обусловлена локализацией очага поражения головного мозга.
Александр Романович Лурия – великий отечественный нейропсихолог, основоположник классификации афазий и мозговой организации речи, выделял такие формы афазии, как:
Нередко афазии могут сочетаться, поэтому можно встретить в заключении «сенсорно-моторная афазия», «комплексная моторная афазия», «комплексная височная афазия».
Бывает и тотальная афазия – полная утрата, как понимания, так и воспроизведения речи.
Степень выраженности афазии может сильно варьироваться от очень тяжелой степени до легкой, не препятствующей коммуникации в целом.
Как проявляется: Нарушается плавность двигательной организации произносительной стороны речи, речь становится разорванной, скандированной, отмечаются сложности при произнесении слов и фраз, страдает чтение, письмо.
Пример:
«Как ты себя чувствуешь?», – спросите вы.
«Ха-а-а-шо», – ответит он.
«Ты будешь есть?», – спросите вы.
«Да-бу-ду-и-се-ть», – ответит он.
Упражнения для восстановления речи в домашних условиях при таком виде афазии:
Как проявляется: Нарушается способность произносить отдельные звуки, выполнять произвольные (по инструкции или по показу) движения, например, «высунуть язык», «улыбнуться», «вытянуть губы вперед». При этом непроизвольно эти движения выполняются легко. Такая неспособность выполнять движения произвольно называется «оральной апраксией». Оральная апраксия лежит в основе артикуляционной апраксии, т.е. нарушений произвольного произнесения звуков речи. Поэтому афферентная моторная афазия проявляется в нарушении (поисках, заменах артикуляции в начале слова) или нечеткости артикулированной речи, страдает письменная речь.
Пример:
Человек не может ничего сказать в ответ на ваш вопрос.
«Как ты себя чувствуешь?», – спросите вы.
«И,а,у…», – попытается ответить он, пытаясь «поймать» первый звук, если речь очень сильно нарушена.
«Ты будешь есть?» – спросите вы.
«Я к-та-кашу буду и-еть», – ответит он, перебирая первые звуки в слове, если речь нарушена менее грубо.
Упражнения в домашних условиях при таком виде нарушения речи:
Афферентная моторная афазия зачастую сопровождается речевым эмболом – повторяющимся стереотипным набором звуков, слогов или слов, иногда это могут быть и жаргонизмы, поэтому в случае этой афазии, занятия должен проводить логопед. К сожалению, затормозить эмбол без специальных знаний затруднительно.
Как проявляется: снижается речевая активность или нарушается речевое программирование, т.е. страдает возможность «разворачивания» внутренней речи, появляется неправильный порядок слов, в частности, глаголы могут оказаться в конце предложения. Чаще всего произносительная сторона речи сохранена, пациенты пользуются готовыми речевыми штампами, не требующими специальной «деятельности программирования», речь отличается бедностью, невыразительностью, односложностью ответов. Иногда родственники такого человека называют ленивым, удивляясь, что при возможностях повторять целые фразы, сам он молчит и ничего не говорит, либо говорит, но как будто не понимает или шутит.
Пример:
Человек может повторять за вами ваш вопрос.
«Как ты себя чувствуешь?», – спросите вы.
«Себя чувствуешь», – ответит он.
«Ты будешь есть?», – спросите вы.
«Щи да каша – пища наша», – ответит он, используя готовую конструкцию.
Упражнения в домашних условиях для восстановления речи при таком виде афазии:
Как проявляется: возникают сложности понимания речи, появляется «отчуждения смысла слова», звуки речи воспринимаются искаженно, смешиваются между собой, одни слова заменяются другими. Такие люди очень эмоциональны, часто тревожны, так как не осознают, почему их речь для окружающих непонятная.
Пример:
«Как ты себя чувствуешь?», – спросите вы.
«Здравствуйте, красный свет», – ответит он, потому что не понял обращенную речь.
«Ты будешь есть?», – спросите вы.
«Я сегодня мылся», – ответит он.
Занятия, которые можно провести дома при таком нарушении речи:
Как проявляется: нарушается способность к удержанию в памяти воспринятой на слух информации, сужается способность к запоминанию услышанной или прочитанной информации, появляется словарный дефицит.
Пример:
«Как ты себя чувствуешь, не болит ли сегодня голова?», – спросите вы.
«Голова?», – переспросит он, так как не успел запомнить фразу.
«Ты будешь есть?», – спросите вы, и он сможет вам ответит, потому что в диалоге будет чувствовать себя неплохо. Если же вы попросите рассказать, о чем он говорил утром по телефону с врачом, он ответит короткой фразой, не всегда отражающей суть.
Что можно делать дома для восстановления речи при таком виде нарушения после инсульта:
Как проявляется: возникает так называемый «импрессивный аграмматизм», т.е. неспособность понимать сложные логико-грамматические конструкции речи, особенно улавливать пространственную смысловую организацию фраз и текстов (таких как предлоги, наречия и т.п.).
Пример:
«Положи ложку справа от тарелки, но слева от чашки», – попросите вы.
Человек растеряется и не сможет понять, куда же ее положить.
«Возьми в шкафу книгу, которая стоит за вазой», – попросите вы.
Человек принесет вам вазу.
Упражнения в домашних условиях:
Как проявляется: возникают нарушения предметных образов-представлений, выражающиеся в трудностях припоминания названий предметов, заменах названий этих предметов описанием.
Пример:
«Как называется этот предмет?», – спросите вы, показывая на очки.
«Такой для того, чтобы видеть хорошо», – ответит он.
«Что ты будешь на обед?», – спросите вы.
«Я хочу салат с таким зелененьким и еще такой белый для вкуса, потом я буду вареную, ну как его … кукарекает», – ответит он, имея в виду салат из огурцов со сметаной и вареную курицу.
При всех формах афазии легкой степени необходимо стимулировать развернутую спонтанную речь. Для этого можно использовать различные игры, писать поздравительные открытки, письма и т.д.
Есть готовые настольные игры (их можно приобрести в различных магазинах), такие как «Кто я», «Пять запретов», «UNO», «Ответ на лбу», «Где логика», «Мемори», «Образно говоря» и др.
Дизартрия – это расстройство произносительной стороны речи, обусловленное нарушением работы мышц речевого аппарата.
В случае дизартрии у пациентов после инсульта могут отмечаться:
Елена Николаевна Винарская – доктор медицинских наук, выделяла степень выраженности дизартрии в зависимости от характера и тяжести поражения нервной системы:
При выраженных нарушениях без логопедических занятий справится будет достаточно тяжело, потому что необходимо подобрать специальные упражнения для укрепления и активизации мышц артикуляционного аппарата, использовать приемы логопедического массажа для снижения проявления спастичности в мышцах артикуляционной моторики. Возможно потребуются подобрать специальные логопедические технологии, которые будут снижать фиксацию на дефекте и способствовать повышению контроля за речью в целом. Может быть нужно будет подобрать компенсаторные стратегии для облегчения жевания и порекомендовать специальные емкости для питья. Много факторов, которые нужно учитывать, чтобы обеспечить восстановление речи, которые не знают многие люди, но которыми владеют логопеды. Для самостоятельной работы с артикуляционной мускулатурой в домашних условиях можно использовать различные тренажеры, которые может порекомендовать только логопед.
Дисфония – это различные нарушения голоса. Может страдать сила голоса, тогда голос становится слабым, тихим, истощающимся в процессе речи; может нарушаться его тембр, и тогда голос будет глухим, хриплый, сдавленным, напряженным, появится носовой оттенок и т. д.; также может отмечаться невыразительность, монотонность речи.
При дисфониях, связанных с различными парезами и параличами голосовых складок после инсульта, тоже есть определенные стратегии и приемы работы, владея которыми можно в кротчайшие сроки помочь вернуть голос максимально к привычному до заболевания. Восстановлением голоса занимаются не только логопеды (фонопеды), но и врачи отоларингологи (фоиатры). Назначаются не только индивидуальные логопедические занятия, но используются приемы нейромышечной стимуляции – амплипульсотерапия, «voca-STIM». В любом конкретном случае голосовую нагрузку и приемы коррекции определяет только логопед.
При очень грубых нарушениях речи пациентам, перенесшим инсульт, можно использовать различные коммуникаторы и приложения так называемой альтернативной и дополнительной коммуникации. Приложение для смартфонов «Пойми меня», «Линка говори» или «Линка напиши», карточки «Pecs». Существуют готовые наборы для облегчения коммуникации.
Патронажная служба Каритас имеет большой опыт работы в области дополнительной коммуникации и знает, как максимально доступно организовать этот процесс. Вы можете получить консультацию, связавшись с Патронажной службой в вашем городе.
В заключении я хотела бы сказать несколько слов о том, как организовать домашний режим, когда вы забрали своего родственника из больницы домой.